В рейсе № 68 НИС “Академик Опарин”, проходившем в августе–сентябре 2023 г., были продолжены начатые в 2022 г. работы к востоку от п-ова Камчатка для выяснения возможных факторов, обусловивших экологическую катастрофу сентября 2020 г., исследования структуры вод Восточно-Камчатского течения, особенностей формирующихся здесь вихрей синоптического масштаба, гидрохимических особенностей вод Камчатского залива, а также исследования газогеохимических процессов и оценка экологического состояния вод в местах разработки углеводородных ресурсов шельфа о. Сахалин, определение содержания радионуклидов в районах работ экспедиции, проведение оптических исследований и гидроакустических экспериментов.
Представлены результаты измерений биогенных веществ (БВ - силикатов, неорганических и органических форм азота и фосфора) на акватории заливов Шантарского архипелага (ША) в июле 2016 и в сентябре 2022 гг. Установлено, что в результате фотосинтеза происходит преимущественное изъятие неорганических форм азота и фосфора из поверхностных вод заливов ША. Речной сток приводит к обогащению вод ША кремнием и растворенным органическим углеродом. Показана важная роль идущего на нерест лосося в обогащении общим фосфором и азотом вершины залива Академии, а также в изъятии БВ из вод заливов ША сеголетками лосося, мигрирующими в осенний сезон в открытую часть Охотского моря. Применение двухслойной модели LOICZ к акватории ША показало, что основным источником разных форм азота и фосфора являются придонные воды открытой части Охотского моря (80-90% от общего потока БВ в заливы). В основе модели лежат представления об эстуарной циркуляции вод, которая поддерживает устойчивое многолетнее содержание БВ в географически изолированной от Охотского моря акватории заливов ША. Сделано предположение, что важным источником БВ и продукции органического вещества могут быть солевые марши вдоль береговой линии ША. Основным стоком БВ из заливов является направленный поток верхнего слоя вод из заливов в открытое море.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации